Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Тема: Арт-терапия для детей.

Цель: Создавать эмоциональное настроение, активизировать речевое развитие ребенка и словарный запас.

Задачи:

Обучающие:

  1. Изучение изобразительной формы «Мандала»
  2. Развитие умения расслабляться

Развивающие:

  1. Улучшение эмоционального состояния
  2. Развитие мелкой моторики у обучающихся
  3. Развитие творческого мышления

Воспитательные:

  1. Формирование рефлексивных навыков
  2. Воспитание уважения у обучающихся к своему и чужому труду

Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Ход занятия.

Приветствие - активизация внимания ребенка.

Учитель: Приветствует ребенка.  Сядь как тебе удобно, сегодня нас ждет очень интересное занятие. Сейчас мы  очутились в сказке, в которой тебе нужно будет смотреть, слушать, говорить, играть и помогать. Я тебе расскажу сказку о бабочке.

Жила была на свете одна маленькая бабочка. Звали ее крапивница, потому что крылышки у нее были разноцветные. Светило солнышко, пели птички, стрекотали кузнечики, и все вокруг было ярким и прекрасным. Занималась она тем, что перелетала с одного цветочка на другой и собирала росу после дождя.

 Давай мы с тобой нарисуем эту бабочку и цветочек возле нее, на листе бумаге. Но рисовать мы будем не кисточками, а своими пальчиками. Тебе мама разрешает пачкать ручки? Нет? А у меня на занятие можно. Ты не бойся, после того, как мы с тобой порисуем пальчиками, ручки вымоем. Давай спросим у твоей мамы, можно ли тебе рисовать пальчиками у меня на занятии. Раз мама не против, тогда приступим к рисованию. Но сначала поиграем.

Упражнение. "Вышли пальцы танцевать"

Раз, два, три, четыре, пять. (Пальцы поочередно, начиная с мизинца выбрасываются из кулачка)

Вышли пальцы танцевать. (Вращения кистями рук)

Вот большой пустится в пляс. (Вращательные движения больших пальцев вокруг друг друга)

Указательный - в припляс. (Указательные попарно постукивают друг о друга)

Средний палец - поклонился. (Средние «кланяются»)

Безымянный притаился. (Ладони соединяются, а безымянные пальцы прячутся внутри)

А мизинец - молодей. Цель сомкнул из колец. (Мизинцы сцепляются)

Как же дальше танцевать?

Надо цепь нам разорвать. (Взрослый проверяет крепость «цепей», пытается разорвать)

Молодец. Вот мы и приготовили ручки наши к рисованию. Посмотри, на листе бумаги, у меня уже есть бабочка, давай раскрасим ее. Выбирай цвет.

Примечание. Можно предложить ребенку чистый лист бумаги, а можно с изображенной на ней бабочкой. Идет работа с ребенком, помогаем, или работаем рука в руке, хвалим.

Тут бабочка увидела семью божьих коровок. И предложила им помощь ей. Божьи коровки с удовольствием согласились. И они дружно приступили к сбору росы.

Примечание. Давай и ты попробуешь собирать росу. Сначала левой, потом правой, а потом двумя сразу. Молодец.

Ты, хочешь, нарисовать божью коровку? Если да, то давай мы с тобой ее нарисуем. Не далеко от бабочки. А скажи божья коровка больше, или меньше бабочки? А с какой стороны будет у нас божья коровка? Справа, или слева? А где у тебя правая ручка? А где левая? А божья коровка, какой формы? А ты знаешь, какого цвета божья коровка? Ответ ребенка? Помогаем, рисуем, хвалим?

Посмотри на наш рисунок бабочки. Обращаем внимание на рисунок бабочки, тебе он нравиться? Ты можешь его докрасить, дорисовать так, как ты хотел(а) бы. Или ты считаешь, что мы с тобой его полностью дорисовали. А какое настроение у тебя сейчас? Выбери цвет красок, к которому ты можешь отнести свое настроение. Давай мы с тобой раскрасим твою ручку краской, которая тебе понравилась. А теперь давай ты мне на память оставишь след от своей ладошки, вот на этом плакате.

Примечание. За спиной у педагога плакат на котором можно оставить свой отпечаток Спасибо тебе большое. Я очень рада, что тебе понравилось. Всего тебе доброго, до свиданья!

Игра для 3-4  классов «В здоровом теле – здоровый дух». (внеклассное мероприятие).

Цель: Формирование негативного отношения учащихся к пагубным привычкам.

Образовательные задачи:

Актуализировать проблемы алкоголизации, табачной зависимости, игромании, наркомании.

Развивающие задачи:

Повышение информационной культуры и расширение кругозора учащихся.

Развитие познавательной активности учащихся.

Воспитательные задачи:

Воспитание ответственности за свою жизнь и здоровье.

Умение выражать собственное мнение, отстаивать собственную позицию.

Оборудование:

Компьютер, проектор для демонстрации презентации, приложение: презентация.

Музыкальное сопровождение

Условия игры.

Принимают участие команды 3 -4  классов.  Команда имеет капитана,  свою эмблему и девиз. Игрокам предстоит преодолеть 4 станции. На каждой станции участникам предлагается выполнить  тематические задания.

Каждое выполненное задание оценивается по бальной системе ( правильный ответ1 балл) и фиксируется в маршрутный лист команды. Победителями становиться та команда, которая наберет больше баллов.

Порядок проведения игры.
Начало игры -  организованная линейка, на которой зачитываются участникам условия игры. Команды представляются, и им выдаются маршрутные листы.

Ход игры – посещение каждой командой 5 станций согласно маршрутному листу.

СТАНЦИЯ 1.

Название команды, девиз, эмблема ( мах.5 баллов)

СТАНЦИЯ 2.

Задание. Подобрать пословицы и краткие фразы по смыслу. (5 мин.)

  • Курить – здоровью вредить.
  • В здоровом теле – здоровый дух.
  • Кто не работает - тот и не ест.
  • Держи ноги в тепле, а голову в холоде.
  • Кто не курит и не пьет, тот здоровье сбережет.

СТАНЦИЯ 3.

Задание. По перечисленным симптомам предположительно определить вид заболевания /5 мин./

Повышенная температура тела (жар), головная боль, ломота тела, першение в носоглотке  - грипп.

Боль в горле, повышенная температура тела, головная боль,  опухоль гланд – ангина.

Повышенная температура тела, головная боль,  насморк,  першение в носоглотке – ОРЗ.

Повышенная температура тела, общее недомогание, сыпь на теле в виде водянистых пузырьков - ветрянка

СТАНЦИЯ 4.

Задание. Сложить в медицинскую аптечку необходимые медикаменты для туристического похода. (5 мин.)

Бинт, вата, перекись водорода, йод, анальгин, шина, жгут, раствор аммиака, шприц, димедрол, валерьянка, касторовое масло, лейкопластырь, скотч, горчичники, спинцовка.

 

Физкульт. минутка ( музыка)

 

СТАНЦИЯ 5.

Задание. Ответить на вопросы, выбрав правильный вариант ответа. (5 мин.)

  1. Когда полезнее чистить зубы?

  А. До еды /приема пищи/

Б. После еды /после приема пищи/

  1. Когда можно жевать жвачку?

А. До приема пищи

Б. После приема пищи

  1. Что предпочтительнее пить?

А. Натуральный сок

Б. Лимонад, Кока-кола, Фанта

  1. Какую нательную одежду предпочтительнее носить?

 А. из натуральных тканей

Б. Из синтетических тканей

  1. Что предпочтительнее для здоровья?

А. просмотр телевизора

Б. Активная прогулка

6.Что полезнее для здоровья ?

А. Принимать пищу чаще, но небольшим порциями.

Б. Принимать пищу редко, но большими порциями

  1. Когда лучше делать уроки?

А. Зразу после занятий в школе.

Б. После небольшого перерыва

  1. Какой вид спорта развивает в большей мере гибкость тела?

 А. Гимнастика

Б. Хоккей

В. Шахматы

  1. Какое качество характера воспитывает в человеке спорт?

А. Хитрость

Б. Выносливость

В. Зависть

СТАНЦИЯ 5.

 Для капитанов команд.

Назвать как можно больше правил здорового образа жизни.

СТАНЦИЯ 5.

Задание.  Участник игры должен, задав 5 вопросов, угадать, кого  изображает игрок из противоположной команды.

- волейбол;

- баскетбол;

- тяжелая атлетика;

- парное фигурное катание;

- конный спорт;

- борьба сумо

 

Подведение итогов.

Награждение команд. 

Тема «Дети – пионеры герои»

 

Цель: воспитание патриотических качеств личности учащихся, развитие умения активно отстаивать свою точку зрения, раскрытие понятий «мужество», «героизм», «герой».

Задачи:

воспитание любви к Родине, ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! Присаживайтесь! Сейчас прозвучит знакомая нам с вами песня, давайте внимательно ее послушаем и попробуем подпеть?(Звучит песня «Солнечный круг»).

Вопросы :

- О чем говорится в песне?

-Чего боятся люди?

-Чего хотят люди?

-Как по-вашему, что такое мужество, героизм? (Мужество - Храбрость, присутствие духа в опасности; героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке, героизм — мужество, стойкость, самоотверженность, способность к совершению подвига. )

-Кто такой герой?(  человек, совершающий подвиги, доблестный храбрец).

- Итак, ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите, пожалуйста, события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.

(- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане.)

Главным богатством любой страны является человек. И каким будет этот человек – таким станет и будущее страны.

Наш урок Мужества мы посвящаем 75-летию Великой Победы над фашистскими захватчиками, которую будем праздновать  9 мая 2020 года.

Семьдесят пять минуло с тех огненных лет. Давно залечены военные раны. Наша страна восстановлена. Она стала ещё прекраснее, ещё величественнее. В честь погибших на войне во всех населённых пунктах поставлены мемориальные доски, горит вечный огонь.

Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Разрушил светлые мечты…

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.

Но не может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата… О чём думал голодный десятилетний мальчик, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных… Но дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

 

А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Как вы думаете, Почему?( наталкнешь, что воевали наравне со взрослыми)

Сейчас я вам расскажу о подвигах пионеров – героев, которым в то время было столько же лет, как вам сейчас.

  1. Валя Котик вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей.
  2. Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он стал партизанским разведчиком . Однажды в разведке фашисты окружили его и хотели взять в плен живым, но Марат понял это. Он отстреливался до последних патронов, когда же фашисты подошли совсем близко, он взорвал около себя гранату. Марат погиб сам, но вокруг него полегло немало врагов

 

  1. В годы Второй мировой войны 12-летний белорусский пионер Тихон Баран завел в болото взвод фашистов. Мальчик знал, что поплатится жизнью. В этот день расстреляли его мать и шестерых сестер. Когда враги спросили, где прячутся партизаны, мальчонка повел их в трясину. Об этой истории узнали благодаря дневнику немецкого солдата, где написано: "Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои".

 

Пусть наша родная земля

Святую хранит безмятежность,

Предлагаю зажечь свечи Памяти –

Символ скорби, потерь и надежды.

 

 

 

Всем! Всем! Всем! Начинаем Вахту Памяти!

 

У: Герой Советского Союза - юный пионер  Марат Казей.
Погиб в бою, разрывом гранаты взорвав себя и немцев

У: Герой Советского Союза - юный пионер Лёня Голиков.
Геройски погиб в бою.

У:Герой Советского Союза - юный пионер Валя Котик
Погиб в бою – как Герой.

У:Герой  Советского Союза - юная пионерка  Зина Портнова.
Замучена в Гестапо.

У:Кавалер Ордена Красного  Знамени - юный пионер  Володя Дубинин
- Погиб с партизанами в катакомбах,  заминированных фашистами.

У:Кавалер Ордена Отечественной Войны – юная пионерка Галя Комлева.
- Замучена  в Гестапо. Пала смертью храбрых!


У: Кавалер Орденов Ленина, Красного Знамени и  Отечественной войны -
                юный пионер Вася Коробко
Погиб в бою.

У: Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны 1-й степени.

Витя погиб в декабре 1942 г., замученный врагами, 

У: Юта Бондаровская  посмертно награждена орденами Отечественной войны 1-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

 пала смертью храбрых, вместе со своими старшими товарищами.

У: Александр Ковалев посмертно награжден , - орденом Отечественной войны 1-й степени 

Катер Ковалева  шел ко дну.. Саша закрыл своим телом пробоину.

У : Нина Куковерова посмертно награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. 

У: Маркс Кротов

Маркса Кротова схватил гитлеровский патруль, когда  вместе с другими школьниками наводил на цель наши бомбардировщики. Мальчик был казнен  в феврале 1942 г.

У: Лара Михеенко посмертно награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

Лара Михеенко  партизанка-разведчица. Лару выдал предатель. После допроса девочку расстреляли.

У: школьник Шура Кобер

Воевал. Ходил в разведку. В ноябре 1942 г. мальчика выдал провокатор. Казнен.

У: Саша Бородулин, награжден  орденом Красного Знамени.

погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.

У: Таня Савичева.

жила в блокадном Ленинграде.. Умерла от голода.

У: Аркадий Каманин Летал стрелком-радистом.

умер от ранений

У: Надя Богданова, награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями

Разведчица, её дважды казнили гитлеровцы.

У: пионер Костя Кравчук награжден орденом красного знамени

спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева…

У: Лида Вашкевич, пионер – герой, награждена медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Сражалась с фашистами.

 

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим!

(минута молчания) Звук метронома

Прошу занять свои места.

Ребята, давайте сейчас мы с вами сделаем своими руками символ мира – голубя.

На столах у вас лежат заготовки голубей. Возьмите ножницы, разрежьте пополам листик. Один вырезает одну часть, другой вторую.

Справились? Молодцы. А теперь начинаем склевать части голубя.

У всех получилось? Поднимите вверх и покажите мне. Умнички!!!

Ребята наш урок подходит к концу, сегодня на уроке мы узнали о пионерах – героях, которые сражались во время Великой Отечественной войны, научились делать символ мира – голубей.

 

Ну, а теперь давайте привяжем наш символ мира к шарикам. (раздаешь шарики). Ребята, давайте выйдем на улицу и выпустим в небо наших птиц!

На этом наш урок мужества окончен. Всех с наступающим праздником Победы! Два коротких и один протяжный: Ура, ура, урааааа.

Классный час  в 4 классе.

Тема: « Разговор о дружбе».

Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу, воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.

Задачи: формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу; формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения); формировать умение высказывать свое мнение. Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений.

Результат работы:

В результате занятия участники смогут: - сформулировать понятие «дружба», - практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, - приобретут навыки работы в сотрудничестве, - поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

У: Здравствуйте! Меня зовут Анна Сергеевна. Сегодня мы проведем с вами игровой классный час, а начнем наше занятие  с гимнастики мимики и жестов

( фоном играет музыка песни о дружбе без слов.)

- Улыбнитесь друг другу.

- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

- Пожмите  друг другу руки.

-Спасибо. Гимнастика закончена. Садитесь.

  1. Определение темы.

Учитель:    

- А сейчас попытайтесь определить тему классного часа. Звучащая музыка вначале   выбрана мной не случайно, а также вам поможет слайд.

-    Кто изображён на слайде? Как вы думаете, что общего у этих  героев?

Слайд № 1 с героями-друзьями

 Это герои-друзья.( Спанч Боб и Патрик, крокодил Гена и чебурашка ..,Мальвина и Артемон ).

Или

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Следовательно, о чём поведём разговор?

Так о чем мы с вами  поведём разговор?         Ответ детей: «О дружбе»

Слайд № 2 Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

А какая цель нашей встречи?                           ( ответы детей)

  1. Постановка проблемы.

– Что же такое "дружба” в вашем понимании?

 Проведём с вами  мозговой штурм. «Дружба – это …». Время  штурма 3 минуты.

 Работать будем в парах. На столах у вас даны карточки разного уровня сложности.

Красный- самый сложный уровень, желтый- средний уровень, зеленый - самый простой .

-Совещайтесь в паре. Если не получается с каким-то уровнем, можно взять карточку другого уровня.  Итак, начали:

Красный уровень

Допишите предложение: « Дружба-это…»

Зелёный уровень

Вставь пропущенные слова.

- Дружба – …           отношения, основанные на ...

Жёлтый уровень

Выбери правильное определение дружбы:

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Дружба- отношения, связывающие внешне красивых людей.

Дружба-готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. 

 -Время..   Давайте проверим, верно, ли вы понимаете понятие дружба. (зачитывают свои карточки) Ну, а теперь сравним ваши ответы с определением  из толкового словаря Ожегова. Зачитайте  определение.

Слайд. № 3  Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Вы определили верно? Молодцы! Справились с заданием.

4.А нужна ли она, вообще, эта дружба? Обратите внимание на плакаты по бокам кабинета. Определите свою позицию и по моей команде встаньте около того плаката, который соответствует вашей  точке зрения на данный вопрос. Делаем всё быстро и слаженно. Итак,  займи позицию! (свисток)

(Метод «Займи позицию».   Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Смена образовательного пространства.)

1 вариант если класс разделился (Защитники дружбы- вы можете пока присесть, а  Противники дружбы-  послушаем ваши аргументы.

2 вариант если все за дружбу. Ребята,  не все так думают, как вы.

( Если нет противников, то   появляется антигерой Шапокляк.)

Звучит музыка. Входит старуха Шапокляк.
Шапокляк: Кто людям помогает, тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому советую всё в жизни делать так,
Как делает старуха по кличке Шапокляк.
(замечает, что кругом дети)


 Привет, ребятки.

Я – злая старуха Шапокляк, люблю вредничать, пакостить. А, ну марш по местам!

Чё то вы тут о дружбе говорите! Нехорошо это дружить! Подумайте сами!

Это же со всеми делиться надо, купил себе конфет, мороженое и с другом делись? Игрушками, книгами делись. Это что хорошо? А друг, если тонет, так что вместе с ним тонуть. Помогать ему в беде? Посмеяться над другом нельзя. Ссориться нельзя, спорить нельзя, жадничать нельзя, зазнаваться нельзя. Зачем же она эта дружба нужна?

 

-Ребята, приведём свои контраргументы в защиту дружбы.

Ш: -Давайте. Давайте, а я послушаю.

(Высказывания ребят)

Ш -Какие вы умные. Надо подумать, побегу в свою сказочку искать настоящих друзей ! А то Гена с Чебурашкой по мне соскучились, наверное!  Пока всем! (убегает)

 

 У: -Молодцы, убедили Шапокляк, что каждому нужен настоящий друг.

А какой он- настоящий друг?

 -   Давайте вместе  смоделируем качества настоящего друга. 

Конкурс 1 «Семицветик. Радуга - дружбы»

На  столах лежат кружочек и лепестки, на которых написаны разные поступки, необходимо собрать в цветок так лепестки, чтобы они описывали поступки настоящего друга.

Поступки:

В лицо говорит одно, а за спиной другое.

Всегда придет на помощь.

Отдаст последний кусочек хлеба.

Будет драться за место за партой

Если болеешь, будет звонить и навещать тебя.

Если тебя кто-то бьет, будет стоять в стороне.

Если тебя кто-то бьет, всегда будет защищать  тебя.

Если вы пошли в кино, и остался последний билет, всегда уступит место.

Если ты получил хорошую оценку, будет радоваться вместе с тобой.

Если ты получил хорошую оценку, будет завидовать

Если у тебя какая-то неприятность, будет радоваться

Не будет обсуждать за спиной 

Слайд позже. У нас получился коллективный портрет друга. Прочитаем.

Слайд 4

  1. Игра «Знаю ли я своего друга?» (5мин.)

-   А сейчас предлагаю вам   игру «Знаю ли я своего друга?». Проверим, хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

Одну пару учитель приглашает к доске.

 В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

Одному из участников игры я завязываю глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.

Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.( Краткие ответы пишем)

 - Какой урок у него любимый?

- Чем любит заниматься в свободное время?

-Какое время года у него любимое?

-Какой вид спорта любит?

-Кем хочет стать, когда вырастет?

-Какое домашнее животное у него есть дома?

-Какой цвет у него любимый?

- Любимое блюдо?

 ( 2 пары)

- Мы видим, что {имя)  настоящие друзья.

  Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - ……(береги)».хором

Рефлексия.

-А теперь встаньте, У меня в волшебной коробке лежат подарки на память о нашей встрече, каждый из вас сейчас будет подходить ко мне, брать подарок и дарить своему другу, говоря  комплимент, при этом образовать круг, держась за руки. Обратите внимание, что дарить надо тем, у кого подарка еще нет.

Подведем итоги нашей встречи. Достигли ли мы цели, которую ставили в начале встречи? Узнали ли мы качества настоящего друга. Можем ли каждый из нас стать верным другом? Понравилось ли вам наше занятие.  Песня кота.

Спасибо вам за работу. И удачи всем в поисках настоящего друга!

Скачать презентацию

Тема: «Совесть и раскаяние». 4 класс.

 

Цель:Познакомить учеников  с православными представлениями о добре и зле, дать понятие «грех», «раскаяние», поговорить о  внутреннем состоянии человека.

Задачи:

Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогаетсовесть;

осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;

развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;

развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.

Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.

Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

Оборудование: мультимедийный проектор,  презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры»  авт.  А. В. Кураев.

 

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент.
  2. Проверка д.з (слайд 1,2,3)
  • Определение темы и задач урока. Работа над понятием «совесть».

- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.

- Прочитаю небольшой рассказ. Сделайте предположение о чём мы будем говорить.

В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.

- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.

Петя быстро оделся и убежал.

Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.

Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.

- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.

-  Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.

-  А молоко купил?

-  Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.

И бабушка, заплакав, сказала:

-  Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!

-  Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети.

- О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)

  1. II. Тема урока: Совесть и раскаяние.(Слайд 4)

Сегодня на уроке вы узнаете:

  • О подсказках совести.
  • Как исправлять ошибки.

- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению (варианты ответов)

- Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.

- Так звучит определение слова  совесть в словаре Ожегова. (Слайд 5)

- Зачем человеку совесть?

-  Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро»  (ответы детей)

  - В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное».( Слайд 6)

-  Назовите антоним слова «добро». (Зло).

   - Какой  смысл вы вкладываете в это слово?. (нечто дурное, вредное)

- В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой?(грех)(СЛАЙД 7)

В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка».

- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36  2 АБЗАЦ  вашего учебного пособия.чтение

   - Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?

На доске.

  • это то, что способствует росту души,
  • помогает людям,
  • радует бога.

  - А зло наоборот:

  • это то, что удаляет от этих добрых целей.

  - Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

-  В народе  говорят «совесть заговорила».

- О чём говорит совесть с человеком?

- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со   словом  совесть  есть очень много  выражений.

 Люди говорят: «совесть спать не дает»,  «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».

 -Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?

- Послушаем рассказ А.П. Гайдара «Совесть»   (Слайд 8,9)

- Стр. 37 (Слайд 10)  Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра.  Какое выражение лица у него? Почему? Найдём ответ на этот вопрос в учебнике на стр.36-37 (мученическое, так как он совершил грех).

 - Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)(слайд 11)

 -Как вы думаете, можно ли как -нибудь  избавиться от  мучений и терзаний совести?

 

  1. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка изЕвангелие «Отречение Петра».

1) Работа совести.

-Для того , чтобы защитить человека от греха  совесть должна выполнить свою работу.

-  Найдите  раздел статьи учебника «Работа совести»   на стр. 37. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.

 

 Выборочное чтение.

-Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести.

- Какое  второе  важное  дело поручил Творец совести?

- Какая важная особенность у совести?

(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)  

- Что же является главным в жизни человека?

(Жить в ладу со своей совестью.Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)

Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.(слайд 12)

 

  1. IV. Три шага в раскаянии.

 

-Как же человеку исправить  ошибки, которые он совершил?

- Откройте 38 стр учебника,  прочитаем 2 абзац  статьи «Раскаяние»  ПРО СЕБЯ  чтобы  узнать , какие шаги существуют в раскаянии.

(Чтение текста детьми)

 

а) Первый шаг в раскаянии.

- Прочитай,  чём состоит первый шаг в раскаянии?

(Согласие человека с протестующим криком своей совести.)

- Как вы его понимаете?

( Сожаление о том, что сделано)

 

б) Второй шаг в раскаянии.

- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?

  (Переворот своих стремлений.)

- Как вы его понимаете?

(Готовность исправить свой поступок)

(слайд 13)

в) Разница между покаянием и признанием своей ошибки.

- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и  все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена.

г) Третий шаг в раскаянии.

-Мы с вами назвали два шага  в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.

-Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац.

(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )

- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?

 (Покаянные молитвы)

- Назовите самую простую покаянную  молитву. (Господи, прости)..

-Для православных людей   место покаянной молитвы - храм.  (Слайд 14)

 

Закрепление  и осознание новых понятий на основе выполнения задания-«сопоставление»(слайд 15)

  1. V. Итог урока. Рефлексия.

-  Мы обсуждали сегодня  такие важные для всех понятия, как совесть и  раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться,  что такое хорошо и  что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения заполнив листочки у вас на столах.

Продолжи предложения

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Больше всего мне запомнилось …
  • Я задумался о …

- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.(слайд 16)

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить! 

 

В детстве непременно каждый ребенок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Такого явного успеха, от которого мурашки по коже. Ведь успех дает уверенность в своих силах. Успех побеждает страх. Успех делает людей победителями. Успех заставляет двигаться к новым вершинам, к победе. К тому же успех невозможно получить просто так, не приложив к этому определенных усилий и стараний. Какая бы область деятельности ни была выбрана ребенком, необходимо помогать в достижении цели. И обязательно праздновать успех с детьми. Ребенок, который испытал успех, очень отчетливо помнит эти радостные и окрыляющие чувства и радостные эмоции. И, конечно же, он будет стремиться повторить это снова и снова. Запланированный успех — это ступеньки к великим делам.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

"Талант - искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя,
освещая этим собственным пожаром путь другим".
В.О.Ключевский

        Как правило, статус учителя определяется оценкой его деятельности. Но всегда ли эта оценка объективна? Иногда оценка коллективом и администрацией, да и самим педагогом своей деятельности расходятся. Как же устранить это противоречие? Сделать это помогают конкурсы профессионального мастерства,
       Творческий потенциал учителя — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Творчество в работе педагога — это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают детей новыми знаниям, которая позволяет шире, интересней и содержательней преподавать уже знакомый детям материал, без которой невозможно быть учителем. Творчество присутствует в работе любого педагога независимо от его стажа работы или образования, однако только самые творческие педагоги способны создать новизну глобального характера, новшество в педагогической науке.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

 Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама.
(Джованни Руффини)

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.
Первая сказала:
— Я — Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая чуть слышно промолвила:
— Я — Вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Третья свеча опечалилась:
— Я — Любовь. У меня больше нет сил, поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла.
Вдруг в комнату вошёл ребёнок и, увидев три потухшие свечи, испуганно закричал:
— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.
Четвёртая свеча произнесла:
— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.

        Когда читаешь эти строки, сразу, представляешь на месте четвертой свечи Учителя. «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» - писал Николай Алексеевич Некрасов и эти слова стали для меня девизом в моей профессии. Сегодня я  стремлюсь к классическому варианту в своей деятельности: «Сеять разумное, доброе, вечное!».

          Я  не буду рассуждать о том, каким должен быть современный учитель, но я точно знаю, что он должен быть Человеком! Зная, что профессия педагога нелегка, я  иду по этому пути, несмотря на трудности и препятствия. Я знаю точно, что в школу идут работать люди, имеющие особый дар учить и любить детей.

Стаж моей работы 1 год. За этот год были взлеты и падения, но самое главное не было разочарования в выбранной мною профессии. Всегда надо идти вперед и побеждать. И за этот краткий промежуток времени моей работы, я поняла, что самая главная победа – это победа над самим собой. Представляю Вашему вниманию мое рассуждение на эту тему.

Эссе: «Дорогу осилит идущий».

«Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой».

Ж.Вольфрам.

Нарисуйте солнышко, говорю я своим ясноглазым, маленьким ученикам. А теперь к солнышку дорисуем лучики и над лучиками подпишем имена дорогих и близких людей. Это и есть те люди, которые помогут вам всегда в любой  ситуации.

Вы помните звездного мальчика, Маленького Принца из произведения Сент – Экзепюри. Он внимательно выслушал мудрого Лиса и понял, что нужны душевные силы, чтобы преодолеть собственные сомнения, не сдаться, взять ответственность на себя. Чтобы победить свои недостатки: трусость, лень, отчаяние, боль необходим большой запас любви. Научить любить невозможно никакими мудрыми советами, правилами. Любовь приходит только тогда, когда жива душа. И Маленький Принц, имеющий доброе сердечко, навсегда запомнил совет Лиса. Вот мой секрет. Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. А что же необходимо, чтобы научиться не быть эгоистом, не тянуть лучшее к себе, а делиться с окружающими? Оказывается, необходимо отдавать людям душу и чувствовать себя в ответе за тех, кого приручил.

Я так боялась переступить порог класса в первый раз. Как примут меня дети? Что смогу я дать им? Но первый шаг был сделан. И я поняла, что если «приручишь» чье-то сердце и отдашь свое, то вокруг тебя никогда не будет пустоты. И тогда ты найдешь счастье не за тридевять земель, а здесь, в родной школе, где проучилась 11 лет, в уютном классе, где сидят открытые тебе и всему миру детишки, ставшие уже родными. «Чем больше трачу, тем становлюсь безбрежней и богаче», писал У. Шекспир. Понимание этого помогло мне одержать первые победы над неуверенностью и избежать серьезных ошибок.

Где бы еще мне пришлось понять, что без борьбы со своими страхами, недостатками не удастся достигнуть запланированного на урок?

Думаю, многие из Вас помнят о том, как утром, перед работой, вдруг понимаешь, что прическа не получилась, кофе сбежал, сосед начал ремонт спозаранку, да и погода сегодня не удалась. Мало ли причин, чтобы настроение испортилось, и ты не смог справиться с раздражением, досадой, обидой, наконец? Можно ли с такими «растрепанными чувствами» войти в класс к детям, у которых тоже, быть может, не завязывались с утра шнурочки, у мамы болела голова, а папа сердился, что опаздывает, а у него встреча? Конечно, нельзя. Я поняла это не сразу, но горжусь собой, что быстро осознала: профессия учителя не допускает на работе пограничных состояний. Перед тем, как шагнуть к детям, надо сделать глубокий вдох, победить личные тревоги, боль, неустроенность и войти в класс, не просто надев на лицо улыбку, а испытать искреннее чувство счастья, что ты сейчас встретишь своих милых первоклашек, открытых тебе «настежь». Ведь ребятишки не виноваты в том, что твои локоны сегодня не так игриво завиты. Как важно, что я научилась разделять уже на пороге школы эти «до» и «после»! Да, победила, и это, я понимаю, лишь маленький шажок по пути к новым победам.

А еще один урок, преподанный жизнью, связан с умением произнести такое короткое слова: «Прости!» Почему – то, кажется, что учитель непогрешим, что ученики не должны даже догадываться, что он чего – то не знает или что – то может забыть, а уж ошибаться – да ни в коем случае! Потребовались усилия, чтобы я поняла, как важно попросить прощение, если перед тобой не взрослый, а ребенок. Здесь я провела огромную работу над собой и, кажется, приближаюсь к успеху. А началось все со стихотворения А. Малышева «Трудный путь». Его я читала ребятам, чтобы после инцидента в классе одного забияку поставить на путь исправления:

Я решил,

И я отправляюсь…

Я иду в этот трудный путь.

Я иду в соседнюю комнату,

Где молча сидит моя мама.

И придется открыть дверь,

И сделать шаг…

И еще…

И еще…

Может, десять… десять шагов…

И тихо к ней подойти,

И тихо сказать:

- Прости!

Дети признались, что им часто не хватает смелости произнести это слово. И я призналась им, что тоже не всегда, осознав вину, готова раскаяться. А позже пришла к выводу, что ученики – самые строгие наши судьи, и видят они, когда хитрим, изворачиваемся. Значит, найди в себе силы, признай свою вину или ошибку, и увидишь в глазах ребенка уважение или больше того – любовь. И все же, все же…

Я попала в неведомую страну, куда каждый из моих замечательных коллег – педагогов плывет на своем корабле, который видит собственным путем. Но мы вместе движемся к одной и той же гавани под названием «счастье». И мне теперь рядом с единомышленниками все под силу, все по плечу. Я поняла, что для поражения нужен один человек, а для победы, кроме победы над собой, необходима команда: это мои ученики, их родители, мои добрые наставники – учителя и, конечно, моя семья, которая одобрила 5 лет назад мой выбор – стать педагогам!