Рассмотрено Принято Утверждаю
на школьном методическом педагогическим советом
объединении учителей протокол №17 Директор МКОУ СОШ №7
естественно – математического цикла от 02.07.2018г.
протокол № 6
от 25.06.2018г. ____________ О.В. Черныш
приказ № 38-ОД от 02.07.18г.
Рабочая программа
по основам военной службы
7-11 классы
(учебная часть 34 часа)
2018- 2019 учебный год
Составил:
Заместитель директора по ВПВ
М.И. Гочияев
Пояснительная записка
«Мы - будущее твое, Россия!»
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан, воспитание у них готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.
Важнейшие признаки реального проявления патриотизма личности как нельзя лучше проявляются в деятельности детских организаций и объединений. Они помогают детям осмыслить свои роль и место в жизни общества - в плане проявления активности, небезразличного отношения к окружающему, личной ответственности за результаты своего труда. Всё это позволяет воспитывать и развивать у подростков лучшие качества, способствует формированию социально-нравственных ценностей.
Актуальность
В последнее время существует большая проблема в воспитании граждан патриотизма, любви к Родине, отсутствие всяческих идеологий, утрата ценностей прошлого, искажение событий, последние события в «горячих точках» РФ ставят перед ОУ и дополнительным образованием определенные цели и задачи. Занятия поисковой и археологической работой, изучение истории родного края во время ВОВ и более ранний период, проблема физического и морального здоровья юношей ставится на первое место настоящее время, низкое физическое развитие допризывников.
Возрождение патриотизма — шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.
Новизна
Сочетание программного материала (исторического, природоведческого, военного) с краеведческим формирует у обучающихся общечеловеческие ценности, представления о целостности мира, природы, общества и человека в них. Способствует развитию основы правильных мировоззренческих взглядов, становлению их активными участниками творческого обновления и преобразования своей Родины. Интеграция исторических, военных и социальных знаний, формируют целостный взгляд на общество, место человека в нём, причем происходит это во взаимосвязи с изучением истории своей Родины. Все это предполагает расширение мировоззренческого кругозора, развитие способностей учеников.
Педагогическая целесообразность
Программа рассчитана на учащихся (мальчиков и девочек) в возрасте 13-17 лет (7-11 классы), она учитывает возрастные особенности подростков и юношества. В этом возрасте преобладает коммуникативная деятельность. Также учитываются мотивации кадетов, их стремление к самостоятельности; происходит компенсация юношеского максимализма и идеализма. Этот период считается одним из важнейших этапов в формировании личности.
Количество занятий - 1 час в неделю. Занятия по программе (согласно закону РФ «Об образовании», типового положения об ОУ) организуются и проводятся: со всем составом кадетов, в группах с переменным составом (по подгруппам), индивидуально.
Организация и проведение образовательного процесса предполагает использование целого комплекса соответствующих форм обучения и воспитания:
● теоретические, практические и учебно-тренировочные занятия (занятия-беседы, зачеты, контрольные упражнения),
● комплексные, комбинированные формы (оборонно-спортивные лагеря, учебно-полевые сборы, семинары, соревнования, конкурсы и военно-спортивные игры).
Если теоретические и практические занятия являются более традиционными и позволяют решать задачи, связанные с формированием патриотических настроений и взглядов подростков, то комбинированные формы обучения более перспективны в работе ВПК, так как применение их обеспечивает взаимодействие с другими молодежными организациями и предоставляет возможность распространять идеи военно-патриотического воспитания.
Цели:
● Дидактическая: овладение основными техниками в военно-патриотической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической направленности подготовки будущего защитника Отечества;
● Воспитательная: воспитание у обучающихся патриотических ценностей и норм современного гражданского общества, отвечающим социальному заказу общества и личностным ожиданиям обучающихся и их родителей;
● Развивающая: формирование учебных, социально-личностных и коммуникативных компетентностей подростков через сотрудничество и организаторскую деятельность, путем включения в общешкольные, муниципальные, региональные проекты гражданско-патриотической направленности.
Задачи:
● Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей морально-волевые и психологические качества личности будущего защитника Отечества, позитивного отношения к военной службе.
● Формирование у воспитанников активной гражданской позиции, психологической готовности к взрослой жизни.
● Формирование здорового образа жизни и физическое совершенствование молодых людей.
● Создание благоприятных условий для нравственного развития и формирование духовных ценностей.
Отличительные особенности.
● Составленная программа опирается на различные темы и аспекты образовательной деятельности. В структуру программы входят образовательные блоки: теория, практика, проект. Подобранные темы помогут решать различные вопросы обучения и воспитания учащихся. Помогут учащимся преодолевать различные трудности в дальнейшей жизни, воспитывать патриотов своей страны, будущих защитников Отчизны, помогут поднять престиж воинской службы.
● Раздел ОВС решает задачи подготовки к службе в ВС, дает понятие о вооружении ВС РФ, Строевом Уставе ВС, воинской дисциплине.
Методы работы
При работе по программе могут быть использованы следующие методы обучения:
● объяснительно-иллюстративный метод;
● исследовательский метод;
● метод наглядности;
● метод коллективной работы;
● метод индивидуальной работы;
● метод практической отработки.
Формы проведения занятий.
● лекция;
● беседа;
● соревнование;
● экскурсия;
● викторина;
● просмотр видео-, медиа изображений;
● работа на ПК;
Ожидаемые результаты реализации программы
При определении эффективности данной программы учитываются как количественные, так и качественные показатели, характеризующие степень воздействия проводимых мероприятий на сознание лицеистов. При этом отслеживается, собственно, конечный результат воспитания, который может быть выражен в изменении статуса молодого человека в подростковом коллективе; в появлении желания бескорыстно помогать людям и заниматься общественной работой; в повышении интереса к военной службе, общественно-политической обстановке в стране, к гуманитарным наукам и вообще новым знаниям.
Календарно -тематическое планирование по Основам Военной Службы
№
п./п. Наименование темы
Кол-во часов
Вид занятий
Основы подготовки к военной службе. Высокое звание «Российский солдат» 6ч.
1 Основные понятия и определения обороны государства. Организация обороны государства. Конституция РФ. Законы государства о защите Родины. Правовые основы прохождения военной службы. 2ч. лекция
2 Назначение и состав ВС РФ. Принципы строительства ВС РФ. 3ч. Зачёт.
3 Боевые традиции ВС РФ. Символы воинской чести. Дни воинской славы - победные дни России. 1ч. лекция
Воинская обязанность. 6ч.
4 Основные понятия воинской обязанности. Правовые основы прохождения воинской службы. 1ч. лекция
5 Прохождение военной службы по призыву, контракту. Прохождение альтернативной гражданской службы. 1ч. лекция
6 Военная присяга и порядок привидения граждан к военной присяге. 1ч. лекция
7 Общевоинские уставы Вооружённых Силы Российской Федерации и их значение в жизни и деятельности подразделения. 2ч. зачёт
8 Ответственность за нарушение уставных взаимоотношений. 1ч. лекция
Военно-патриотическое воспитание молодёжи. 2ч.
9 Символы воинской чести. Боевое знамя части. Ордена и медали Р.Ф. 1ч. лекция
10 Ритуалы Вооружённых Силы Российской Федерации. Боевые традиции Вооружённых Сил России. 1ч. лекция
Воинские уставы - закон жизни и деятельности подразделений. 3ч.
11 Прав и обязанности, ответственность военнослужащих. 1ч. лекция
12 Взаимоотношения между военнослужащими. 1ч. лекция
13 Обязанности командиров, солдат (матросов). 1ч. Зачёт.
Внутренний порядок подразделений. 4ч.
14 Размещение военнослужащих. 1ч. лекция
15 Распределение времени и повседневный порядок. 1ч. лекция
16 Суточный наряд. 1ч. зачёт
17 Посещение воинской части. Ознакомление с жизнью и бытом военнослужащих. 1ч. Экскурсия
Военная история. 13ч.
18 История создания вооруженных сил 2ч. лекция
19 Оружие победы ВОВ (вооружение и техника). 2ч. лекция
20 Воинские звания до 1939г, 1943-1972 г. 1ч. лекция
21 Годовщины побед и сражений ВОВ. 1ч. лекция
22 История создания спецслужб и развед.отрядов в РФ. 2ч. лекция
23 Награды СССР и новой России. 2ч. лекция
24 Города-герои. Великие полководцы. 1ч. лекция
25 Рода и виды вооруженных сил РФ. Знаки различия. 2ч. зачёт
Всего: 34 часа